На главную


РОЖДЕНИЕ СТОЛИЦЫ


Вильнюс - один из древнейших городов Европы. Селения на его территории стали появляться уже в первом столетии до рождества Христова. Колыбель города -Замок и Замковая гора, находящиеся в самом центре столицы. С горы открывается удивительная панорама, приковывающая к себе взор наблюдателя: рассыпанные по лесистым холмам Вильнюса шедевры архитектуры готического, ренессансного и классического стилей создают неповторимый, самобытный облик города. И невольно вспоминаешь его богатое историческое прошлое.

ЗАМКОВАЯ ГОРА

Замковая гора в древности называлась Лысой, или горой Свинторога. Последнее название она получила от имени литовского князя Свинторога, который, охотясь однажды в занимаемой ныне Кафедральной площадью местности, покрытой в ту пору величественным вековым сосновым бором и могучими дубами, был так пленен дикой красотой местности, что клятвенно обязал сына своего Геримунда похоронить его останки именно здесь, что и было исполнено.

Как утверждают летописи, город существовал уже в XIII веке, когда Геримунд, избранный в 1265 г. литовским князем, устроил при впадении реки Вилейки в Вилию капище Перкунаса у подножия горы, получившей впоследствии название Замковой.

Это был большой двор на месте нынешнего Кафедрального собор, окруженный со всех сторон стеной. Вход в него находился со стороны реки. При капище жил верховный жрец Криво-Кривейте со жрецами и войделотками, поддерживавшими у капища неугасимый огонь - Знич. Около капища, где ныне расположена колокольня Кафедрального собора, была построена башня, нижняя часть которой, по преданию, и есть остаток той, с которой Криво-Кривейте некогда возвещал народу волю богов. Поблизости находился святой алтарь, на котором приносились языческие

жертвы и сжигались останки литовских князей. Это место называлось долиной Свинторога.

Немного подальше, на месте нынешнего костела Петра и Павла, находилось капище богини любви Милды, на месте же Пятницкой церкви - капище Рагутиса - покровителя пчеловодов.

По свидетельству хроники Стрийковского, на Замковой горе литовским князем Гядимином был убит огромный тур, в ознаменование чего гора стала называться Туровою. Князю, по известной легенде, понравилось толкование его сна, данное жрецом Лиздейко: якобы сон этот означал славу многолюдного города, который должен быть построен на горе, где Гядимин убил тура.

Князь заложил на горе замок, увенчанный тремя башнями, и окружил его валом. Существует предположение, что в описываемую эпоху Замковая и Антокольские горы составляли общую неразрывную цепь и что Гядимин, задумав выстроить на первой из них замок, отделил Замковую гору от Антокольских, выкопав между ними новое русло для реки Вилейки, сохранившей его в том же виде до наших дней. Форма горы и происшедший в 1396 г. ее обвал дают основание думать, что в ее возникновении принимали участие не только силы природы, но и руки людей. Интерес вызывает и то, что в Полесье долго существовало предание о том, будто в древние века оттуда ходили в Вильну копать горы.
Внизу, на "кривой долине", т.е. долине жреца Криво-Кривейте, князь Гядимин выстроил деревянный город и назвал его Вильной. Свое имя город получил от названия притока реки. В исторических документах того времени и река, и город носят одно и то же название - Вильна (вначале название города было записано на латинском языке, затем - на русском и только в XVI веке - на литовском).
КНЯЗЬ ГЯДИМИН -ОСНОВАТЕЛЬ
Время основания Вильны точно не установлено. Историки началом основания города обычно считают то время, когда впервые его название появляется в письменных источниках. Для Вильны это -1323 год, когда великий князь Гядимин в письмах, отправленных из столицы, стал приглашать из стран Западной Европы духовников, купцов и ремесленников, обещая им права, какие имеют мещане Риги (основана в 1201 г.). Кроме того, князь извещал, что в Вильне, которая является языческим городом, уже имеются два католических костела: доминиканский Св. Духа и францисканский Св. Николая. Кроме того, в Нижнем замке была уже небольшая часовня
Св. Анны, а в замке на горе в 1387 г. была построена церковь Св. Мартина, просуществовавшая до 1500 года.

Город быстро застраивался. У подножия горы вырос и другой деревянный замок, называвшийся Нижним. Был он обнесен крепким частоколом и валом, укреплен башнями и окружен со всех сторон водой. К концу XIV века замок уже был опоясан каменной стеной и представлял к тому времени сильную и надежную крепость. Занимал он довольно большое пространство между рекой Вилией и впадавшими в нее двумя рукавами Вилейки. Он простирался от Кафедрального костела Св. Станислава до костела Св. Анны и от Замковой, Трехкрестовой гор до Ботанической. Рядом с помещениями для жрецов стали вырастать дома с высокими башнями. В них находились великокняжеский двор, его казна, конюшни.

Желая обеспечить своей новой столице свободный рост и по возможности застраховаться от нападений соседей, князь Гядимин вступил в сношения с тефтонским орденом, заключил в 1325 г. союз с королем Польши Владиславом, за сына которого выдал свою дочь Алдону. Оставаясь язычником, он был дважды женат на русских княжнах, а другую свою дочь Анастасию выдал замуж за сына московского князя Иоанна Калиты.

СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА

Православные церкви в Вильне появились в XIV в. (хроника епископа П.Камеранского свидетельствует о том, что еще в XI в. русские впервые принесли в Литву христианскую веру). Троицкая обитель -первая в Вильне со времен появления здесь христианства. У Медникских ворот, примыкавших к Троицкой горе, находилось место казни, покрытое дубовой рощей. Здесь в 1347 г. язычниками были казнены святые Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий. На место их казни стали приходить для молитвы христиане, и тогда дубовая роща была вырублена - здесь уже никого больше не казнили. Пустынная местность стала священной для христиан. Первоначально они построили здесь небольшую часовню и при содействии второй жены князя Ольгерда княгини Евлании Тверской на этом месте выросла церковь Св. Троицы, куда и были перенесены тела святых мучеников. Княгиня содействовала и сооружению Пречистенского собора. К тому времени православные уже имели каменные Пятницкую церковь (1346 г.) и Успенскую Николаевскую. Вся местность быстро стала заселяться христианами, большинство которых составляли русские.

Уместно вспомнить еще об одном священном месте в Вильне. Вельможа Гаш-тольд, будучи усердным христианином, в своих палатах напротив колокольни поселил монахов францисканского ордена. В 1369 г. язычники учинили над ними расправу. Несколько монахов, спасаясь от смерти, скрылись на горе, находящейся вблизи Замковой, по другую сторону реки. Здесь они и были застигнуты толпой разъ-

яренных язычников, распяты на крестах и сброшены в реку. С того времени гора эта получила название Крестовой. До конца второй половины XIX века на ней еще стояли (а ныне восстановлены) три креста в память убитых францисканцев. Впоследствии на месте расправы с ними в 1543 г. был построен костел Св. Креста.

КРЕЩЕНИЕ

После смерти Ольгерда на престол взошел младший его сын Ягайло, любимец матери. Женившись на польской королеве Ядвиге, он обязался обратить своих подданных в католичество (братья его Скиргайло - князь Тройский, Владимир - князь Киевский, Дмитрий - князь Новгородский со своими приближенными остались православными). В 1385 г. князь Ягайло подписал с Польшей Кревскую унию, по которой обязался объединить два государства. Тогда огонь перед алтарем Перкунаса и был погашен, священная дубовая роща вырублена, а ужи, обитавшие в домах язычников, убиты. Видя это, некоторые рыдали, но не смели противиться воле короля, смирились и признались в своих заблуждениях. Людей тысячами крестили в реке, поделив их на группы обоих полов, и вместо языческих имен они получали христианские. При этом их одаривали белыми суконными рубахами. Было объявлено, что всем крестившимся князь обещает свою милость, а лицам рыцарского звания - польское шляхетство.

В честь этого на месте, где стояло капище, в 1387 г. заложен был костел Св. Станислава, а на башне Перкунаса повешены колокола. Первым в Вильне католическим епископом стал Андрей Василло. Ягайло щедро одарил латинское духовенство, городу даровал Магдебургское право, а сам получил похвалу и благодарность от папы Урбона VI.


ВИЛЬНЮС - МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОРОД

Разнородное население столицы говорило каждое на своем родном языке. Государственным был русский, а латинский и немецкий языки были употребляемы в дипломатических сношениях. На приглашение Гядимина быстрее всех откликнулись рижане. Невзирая на их национальность или вероисповедание их называли немцами. Будучи более опытными в политике, торговле и ремеслах, они вносили значительный вклад в развитие города. На запад от Большой улицы селились пришельцы, выходцы из Жмуди, прусы, коренные немцы. Обосновались в столице и евреи, беженцы из Германии. Коренные литовцы жили около Нижнего замка и считали себя жителями т.н. Большого города. Благодаря соседству с Россией город был населен русскими в значительной степени, и селились они на восток от Большой улицы до реки Вилейки и далее в Заречье. Южная часть этой местности и теперь называется Россой. И уже после 1397 г., вследствие междоусобиц в Золотой орде, в Вильну стали прибывать татары. Они охраняли подступы к столице, занимались садоводством и огородничеством. Жителей, говорящих на польском языке, было немного. В большем количестве поселились они здесь только в XVI веке.

Город жил мирно, постепенно разрастаясь по обоим берегам Нерис и украшаясь изящными архитектурными памятниками, которые по воле рока то исчезали, то вновь воскресали, чтобы сохранить неотразимый силуэт древнего города.

 Э.-В.Марганавичене

Галереи Вильнюса

                  

Используются технологии uCoz